На фестивале в Москве Тверская область представила около 140 книжных новинок

В Пушкинские дни на книжный фестиваль «Красная площадь» в Москве Тверская область доставила около 140 книжных новинок. Был, в частности, представлен свежий и весьма интересный выпуск авторского журнала «Тверское Пушкиноволжье».

В журнале 150 страниц, и десятая их часть отведена «конспекту одной из глав неизданной книги» Людмилы Сидоровой, главного редактора и издателя «ТП». Она исследует реалии Александровской эпохи в поэме «Руслан и Людмила», с которой и началась европейская слава великого поэта.

А перу корреспондента «Ленинского знамени» И.А. Мангазеева принадлежит вторая по объему статья, посвященная Прологу к этой поэме «Руслану и Людмиле». Наш журналист приводит доказательства того, что Лукоморье находится не на Псковщине вовсе и даже не в Тмутаракани – оно четко, крупными буквами обозначено на картах Меркатора (1546 год) и на картах Гондиуса (1606 год), а также на картах Масса, Кантелли и Витсена. Лукоморье – это территория в низовьях Оби и Енисея, или, в первом приближении, место будущей знаменитой туруханской ссылки. К слову, первое поселение на месте cтарого Туруханска в дельте реки Турухан основано в 1607 году воеводой Давыдом Васильевичем Жеребцовым, ржевским дворянином по происхождению.

– Там, в туруханской ссылке, отбывал наказание не только Иосиф Сталин, но и первый «губернский президент» Тверского края Дмитрий Булатов. Но задолго до них, еще в 1775 году, к ссылке на Турухан был приговорен Михаил Шванвич – прототип Алексея Швабрина из повести Пушкина «Капитанская дочка». Надеюсь, подлинная история Шванвича будет опубликована в следующем выпуске «Тверского Пушкиноволжья», – говорит Игорь Мангазеев.

Любопытно, что в 1764 – 1769 годах в городе Торжке стоял Ингерманландский карабинерный полк, в котором служил отец Михаила Шванвича – Александр Мартынович Шванвич, прославившийся своим буйным нравом. Однажды в трактирной ссоре Александр Мартынович Шванвич ранил графа Алексея Григорьевича Орлова, уроженца Бежецкого уезда и сподвижника Екатерины II. Дебошира впоследствии сослали в Оренбург.

А на судебном деле его сына Михаила была поставлена резолюция: казенных денег на содержание не выдавать. То есть Шванвич должен был жить своим трудом. В архивах сохранилось несколько документов, написанных им: будучи человеком образованным, он, видимо, вел различные дела и торговые расчеты. Умер Михаил Шванвич в Туруханске в 1802 году, оставив двух дочерей.

 

Читать свежий выпуск газеты