Древнейшая икона Верхневолжья находится в Спасо-Преображенском соборе Твери

До 21 августа в Спасо-Преображенском соборе Твери будет находиться древнейшая икона Верхневолжья – чудотворная Страстная-Кашинская икона Божией Матери.

Прихожане могут поклониться чудотворной Страстной-Кашинской иконе Божией Матери, которая находится в процессе реставрации в Москве и прибыла в Тверь на короткий срок.

Образ датируется третьей четвертью XIII века и происходит из Ростова. Первые сведения об иконе в Дмитриевском монастыре Кашина имеются в монастырской описи 1710 года. Это происхождение подтверждают также исследования известного ученого Владимира Сарабьянова.

По местному преданию, Дмитриевский монастырь в Кашине был основан отцом благоверной княгини Анны Кашинской, князем Дмитрием Борисовичем Ростовским. В конце XIII века дочь князя Дмитрия, святая княгиня Анна, вышла замуж за благоверного князя Михаила Тверского и переехала из Ростова в Тверь. Соотношение данных позволило предположить, что Страстная-Кашинская икона могла принадлежать святой Анне Кашинской и попасть в Тверь во время бракосочетания, а потом вместе с княгиней переместиться в Кашин, в монастырь, исторически связанный с ее отцом.

В середине XIX века, согласно описи, икона находилась в алтаре за престолом. В 1890–1903 годах в Дмитриевском монастыре для хранения чудотворной иконы был построен Страстной собор.

В советские годы икона находилась в Калязинском краеведческом музее, который является филиалом Тверского государственного объединенного музея (ТГОМ). Как рассказала генеральный директор музея Ирина Репина, в 1986 году вместе с фресками Свято-Троицкого Макарьева монастыря икона направлена на реставрацию в Межобластное научно-реставрационное художественное управление (МНРХУ).

Икона была расколота на три части, находилась в аварийном состоянии. Лишь после укрепления живописи и ее исследования в рентген-лучах художникам-реставраторам стала очевидна чрезвычайная древность иконы.

«Началась большая работа по расчистке верхнего покрытия и открытию первого слоя, отнесенного к 13 веку. В том числе, восстановлен лик Богоматери в исходном виде, как она была написана», – сообщила Ирина Репина.

Реставрация иконы проводится поэтапно. К ее восстановлению привлекаются художники-реставраторы   высшей категории, аттестованные Министерством культуры РФ по направлению «Реставрация станковой темперной живописи».

В настоящее время икона находится в стабильном состоянии сохранности, проведен комплекс мероприятий для ее временного экспонирования в витрине-капсуле со специальным климатом. Запланировано продолжение консервационно-реставрационных работ памятника древнерусского искусства.

Главный хранитель ТГОМ Елена Мойкина отметила, что после завершения реставрации икону планируется на постоянной основе разместить в Калязинском краеведческом музее имени И.Ф. Никольского.

 

 

)

Читать свежий выпуск газеты

Свежие новости